Архив номеров
Бизнес Акцент Инсайдер Экспертное мнение Недвижимость Молодые и дерзкие Live Персоны Финансы Кардан Арт-InSideПилигрим Фитнес Мои правила Еще >>
Пока все дома Исторические хроники Наука и техника Мода Чтиво Что слушать? Смотри в оба Афиша Галерея
Лисёнок, который всех обхитрил

 Их лисёнок Тим известен по всему миру. Их игры установлены на планшетах на всех континентах мира. Если у вас есть маленькие дети, то развивающие игры Tim the Fox с большой вероятностью установлены и на ваших мобильных устройствах.

Вы, наверное, сильно удивитесь, когда узнаете, что эти игры полностью – от идеи до реализации – исполнены жителями Сергиева Посада. Небольшая веб-студия «Интернет-Эксперт» три года назад открыла для себя рынок мобильных приложений. Её сотрудники первыми в мире сделали то, что до этого не удавалось никому, – разработали игру для самых маленьких пользователей гаджетов, которая не только развлекала бы, но и учила их чему-то новому.

Сегодня за плечами «Интернет-Эксперта» участие в десятках конкурсов мобильных разработок. Свои продукты нашим разработчикам помогают продвинуть на мировой рынок топ-менеджеры «Билайна».

Мы встретились с руководителем компании «Интернет-Эксперт», программистом Алексеем Васильевым и попросили рассказать, как у его команды всё получилось.

– Когда вы стали заниматься разработкой сайтов и мобильных приложений?

– Свой первый сайт я сделал, когда учился в киноколледже в 2001 году, и интерес к этому направлению у меня не пропадал. Я всегда работал в сферах, так или иначе связанных с интернетом. Компания «Интернет-Эксперт» образовалась в 2007 году. До этого я работал у одного из местных интернет-провайдеров, занимался сетями. Благодаря этой работе у меня появился определённый круг знакомств. Среди этих людей был и руководитель компании «Бизнес-Эксперт» Андрей Жуков. Вместе с ним мы проанализировали рынок онлайн-продуктов, поняли, что он будет только расти, людям будут нужны представительства в интернете. Тогда мы и решили открыть «Интернет-Эксперт» как компанию по разработке, поддержке и продвижению сайтов.

– То есть до определённого момента вы работали как веб-студия. А как получилось так, что вы переключились на разработку игр для мобильных устройств?

– Ну, мы не переключились, мы добавили это направление примерно три года назад. У нас было понимание, что развитие мобильных платформ рано или поздно заставит нас обратить внимание на этот сегмент. Поэтому мы подумали и решили действовать. Наступает новая реальность. Сейчас мы видим, что люди не покупают компьютер домой. Они покупают себе планшет, чтобы смотреть на нём фильмы, видеоролики, играть. 90 процентов людей ходят по улице со смартфоном, который можно адаптировать под себя, поставив необходимые приложения. Соответственно, дети тоже очень рано начинают общаться с мобильными устройствами.

У нас у многих есть маленькие дети. Мы видим, что они моментально осваивают планшеты, смартфоны. Однако приличного образовательного контента магазины приложений почти не предлагают. Да и многие веб-студии не лезут в детскую сферу. Хотя разработка мобильных игр для детей гораздо проще. Мы выбрали их ещё и потому, что они просты в реализации. Мы делаем приложения и одновременно изучаем принципы программирования на мобильных устройствах.

– Героем ваших игр стал лисёнок. Почему он? И в чём вообще суть тех игр, что вы разрабатываете?

– Мы закладываем в игры образовательную ценность, чтобы дети обязательно учились чему-то новому, а не просто развлекались. Потому что игр развлекательных как раз полно. Основная масса разработчиков игр в принципе – это молодые люди. Чем они интересуются, в той сфере игровой контент и разрабатывают. Они интересуются стрелялками и стратегиями, значит, такие игры, скорее всего, и напишут. Про детей мало кто думает, потому что возраст большинства разработчиков такой, что у них самих, как правило, детей еще нет. Вот в этом и беда.

Мы хотели сделать увлекательное образовательное приложение. Образовательных приложений в магазинах ведь тоже много существует. Но детям в них неинтересно играть, потому что в них другая крайность – много информации, которая подаётся не увлекательно. Ребёнку интересно, когда есть сюжет, какая-то сказка. Всё должно быть красиво нарисовано, должен быть персонаж, через которого можно воспринимать информацию.

Когда мы начинали работу, придумали, что нашим персонажем должна быть какая-то зверушка, ведь мы рассчитывали первое приложение сделать для детей в возрасте 2-3 лет. Почему-то придумали лисёнка. Потому что лисы узнаваемы в любой стране мира, у этих животных есть характерные черты – они хитрые, любопытные, находчивые и любознательные. Этот персонаж идеально подходил под цели нашего приложения.

– Вот вы сделали игру и выложили в магазин приложений, так? Или механика всё-таки более сложная? Как всё это происходит?

– Сначала мы писали игру под смартфоны на Android, потому что под эту операционную систему можно разрабатывать приложения бесплатно, без начальных вложений.

Например, чтобы сделать приложение для Apple Store нужно серьёзно вложиться – купить технику, купить аккаунт разработчика. А с Android всё просто – берёшь и пробуешь. Для нас это был идеальный вариант. Потом компании Microsoft, Nokia и Технологический университет Аалто в Финляндии открыли программу App Campus для разработки приложений под новую платформу Windows Phone. Я случайно наткнулся на упоминание этого конкурса буквально за два дня до закрытия приема заявок. За одну ночь заполнили необходимые документы, выполнили минимальные требования и отправили заявку. Отправили и как-то забыли. Через полгода из App Campus пришло письмо, что нас выбрали.

Никаких денег на первом этапе конкурса не давали. Мы должны были предоставить рабочий прототип нашей игры на Windows Phone. Мы начали разработку, и оказалось, что это очень хорошая платформа. Нам всем в студии она понравилась и нравится до сих пор. Ведущий разработчик серии игр Роман Копылов ездил учиться в Финляндию, чтобы приложение получилось качественным. Основу обучения составляли даже не разработка и кодинг, а вопросы маркетинга, планирования и продвижения на рынке.

В общем, мы доделали нашу игру и выпустили её в марте 2013 года в магазин приложений. Поскольку платформа только набирала популярность, в категории детских игр у нас конкуренции не было вообще. Мы получили около 400 тысяч загрузок и сразу поняли, что нужно развивать эту историю, нужно делать линейку игр и выпускать их на всех платформах. Нашли кроссплатформенный движок, который поддерживалсразу и iOs, и Android, чтобы не переписывать код несколько раз.

– То есть вы сделали такую линейку приложений?

– Да, после первой игры мы сделали игру-паззл, а затем выпустили раскраску. iTunes в первую же неделю выбрал наше приложение лучшим в своём сегменте. Сейчас 2016 год, прошло уже два года с момента выпуска, но в 160 странах мира наша раскраска до сих пор в подборке лучших приложений для детей.

Мы стали делать игры для разных возрастов с постепенно возрастающей сложностью. Например, в наших паззлах не просто нужно составить элементы в картинку. Где-то требуется распознать форму предметови их состав. Есть паззл, где кусочки «цепляются» друг за друга по смыслу.

При этом мы не используем живых персонажей в качестве элементов паззла. Например, разрезать медвежонка на кусочки – это странно, на наш взгляд. Хотя у конкурентов полно таких вариантов.

– После того как вы стали заниматься разработкой таких образовательных приложений, конкурентов много появилось?

– Они были, есть и будут. Но наши конкуренты делятся на два типа – либо это сильно развлекательные игры без образовательной цели, либо слишком образовательные приложения, где детей не увлекает сюжет.

А мы даже в паззле старались придумать какую-то историю из уровней, чтобы там постоянно происходило какое-то развитие.

После каждого уровня ребенок видит анимацию, которая увлекает его на следующий уровень. Например, наши паззлы по мотивам русских сказок завязываются очень хорошо по сюжету. Хотя, казалось бы, это просто мозаика и ничего особенного тут нет.

– Сколько у вас сейчас приложений в линейке?

– Три игры выпущены на всех платформах, четвёртая в разработке. Надеюсь, скоро порадуем нашу аудиторию. Новое приложение будет больше ориентировано на подростков и более взрослых людей. Там не будет серьёзной образовательной ценности, но должно получиться весёлое и лёгкое приложение.

– Но в части мобильных разработок вы по-прежнему будете сосредотачиваться на игровой части?

– Да, основные деньги сосредоточены в интертейменте.

– Совсем недавно вы участвовали в проекте «Большая ставка», который организовал «Билайн». Что это за проект?

– Мы ещё в прошлом году подавали заявку на участие в Eurasia Mobile Challenge. Этот конкурс тоже проводил «Билайн», и там много участников было из стран СНГ. Три лучших проекта отправились на Mobile World Congress в Барселону.

Но после завершения EMC «Билайн» организовал свой внутренний проект «Большая ставка». Критерием отбора проектов были направленность на широкий потребительский сегмент рынка и работающий прототип. У наших игр самая широкая аудитория во всём мире – более миллиона загрузок, локализация на десять языков. Победителей в «Большой ставке» всего двое – вот мы одни из них.

– Что дальше будет с вами происходить?

– Дальше топ-менеджеры «Билайна» своими экспертными советами помогают продвинуться нам на рынке. Ну, мы и так в 160 странах со своим проектом, но волшебного пенделя для дальнейшего продвижения не хватает. Пока что происходит снятие текущих показателей. Мы рассказываем, какие методы применяли, какую рекламу использовали, говорим о поведении нашей аудитории. Сложность наших приложений в том, что мы должны продавать их дважды.

Мы должны продать его ребенку, чтобы ему интересно было и чтобы он сказал: «Я хочу вот это!» Но деньги платит не ребенок, деньги платят родители. Так что зацепить должно и их.

Кроме того, мы не можем даже собрать никакую персональную статистику ни по детям, ни по родителям – это запрещено законодательством. Понятно, что мы знаем страну, где нашу игру скачали. Но ничего более точного мы собрать не имеем права. Поэтому нам надо планировать и рекламную компанию, и саму логику приложений, чтобы в комплексе всё нравилось и родителям, и детям.

– В вашей команде работают только сергиевопосадцы?

– Люди родом из разных городов. Кто-то из Медвежьегорска, кто-то из Александрова. Но живем сейчас все здесь, да.

– Вы используете аутсорсинг при разработке своих приложений? Всё-таки это достаточно сложная работа.

– Нет, мы вообще аутсорсингом не пользуемся, всё разрабатываем сами.

– Я правильно понимаю, что ваша команда одновременно работает и над мобильными приложениями, и разрабатывает сайты?

– Причём 90% времени и трудозатрат – это именно разработка сайтов, а оставшиеся 10% – игры.

– Не хотите перераспределить эти проценты?

– С веб-разработкой такая интересная ситуация. В мире ни одной веб-студии как компании, которая разрабатывает сайты, практически не существует. Все заказчики за рубежом набирают команду под определенный проект. Нет такого, что ты пришёл куда-то и тебе там целиком сделали сайт.

Сейчас набирается команда специалистов, они условно полгода разрабатывают продукт, тестируют его, доводят до ума и расходятся.

У нас до сих пор есть компании, которые разрабатывают сайты. Но они сильно делятся по уровню качества. Есть гиганты, которые за сотни миллионов рублей делают монструозные проекты, а есть мелкие конторы, которые делают что-то условно за ящик пива.

Среднего сегмента практически нет. У компании среднего сегмента, в котором мы как раз и работаем, нет другого пути, как вырастать в свои собственные проекты. То есть не разрабатывать сайты для заказчика, а делать самим собственные проекты. У нас был свой проект «Ин-Посад». У нас есть лисёнок Тим. У нас есть несколько серверов, и мы оказываем услуги хостинга. То есть мы стараемся разнообразить набор наших продуктов и услуг.

Сегодня непосредственно разработка сайтов действительно занимает много времени, но она и приносит нам всё-таки пока больше денег.

– В следующем году будет десять лет, как Алексей Васильев занимается разработками, связанными с сайтами. А если учитывать работу в интернет-провайдере, то получается даже больше десятилетия. Вам не надоело этим заниматься?

– Всё, что связано с интернетом, сумасшедше быстро развивается. Каждый месяц происходит что-то новое. В 2001 году еще не было, по сути, «Яндекса», зато «Рамблер» тогда стоял в полный рост. Прошло 15 лет, и где сейчас этот «Рамблер»? Нет.

Меняется и техника. Например, мониторы Full HD с нами всего чуть больше трёх лет. Первый iPhone появился на рынке в 2007 году. Эти события произошли недавно, но сейчас о них никто не вспоминает, потому что всех нас ждут ещё более грандиозные вещи и технологии.

 

№2 (34), апрель 2016

Похожие статьи
Василий Булыгин
«Как-то сделал скворечник с Путиным»
Новые комментарии
Пётр Николаев
20:05 30 Декабря 2015
Семён Сорочан
18:19 30 Декабря 2015
Пётр Николаев
21:43 29 Декабря 2015
Об издателе
Архив
Редакция
Контакты
Политика конфендициальности
Общие положения
стать членом клуба InSide
Бизнес
Акцент
Инсайдер
Экспертное мнение
Недвижимость
Молодые и дерзкие
Live
Персоны
Финансы
Кардан
Арт-InSide
Пилигрим
Фитнес
Мои правила
Пока все дома
Введите свой электронный адрес и пароль
Электронная почта или логин
Пароль
Забыли пароль? Зарегистрироваться
Здравствуйте, , пожалуйста введите свой электронный адрес и новый пароль для входа в систему.
Электронная почта
Новый пароль
Укажите электронный адрес, указанный при регистрации. На него будет отправлено письмо с новым паролем.
Электронная почта
Войти с паролем Зарегистрироваться
Обязательно заполните все поля.
Введите действующий электронный адрес.
Сохраните введенный пароль.
Ваше имя
Фамилия
Электронная почта
Пароль
Повторите пароль
Забыли пароль? Уже зарегистрированы? Войти.